Представленная рецензия писалась для книготоргового сайта "оЗон". Однако, как выяснилось из переписки с сотрудниками этого интернет-магазина, руководство сайта сочло, что информационная база "оЗона" не приносит прибылей, и поэтому рецензии в последнее время не публикуются. Конечно это ошибка. Посещаемость сайта только растет от наличия на нем текстов, поскольку они увеличивают находимость ресурса поисковыми системами. И тем не менее статью не приняли. Ну что же? Читайте ее здесь. Надеюсь, что вас заинтересуют книги, которые так поразили меня, и вы захотите прочитать их. 

Угроза Черной Луны

(о романах Олега Маркеева «Угроза вторжения» и «Черная Луна»)

 

            Романы Олега Маркеева вторглись в нашу жизнь неожиданно, сломав привычные стереотипы жанров фэнтези и криминального чтива.

Со времени появления первых детективов Ф. Незнанского до нашего сермяжного времени А. Марининой и Д. Черкасова, российский читатель успел привыкнуть к тому, что действие книги может разворачиваться на фоне реальных политических событий и даже порой непосредственно связано с ними. Возможно, что подобное временное совмещение вообще является отличительной чертой отечественного детектива, ибо, в силу высокой политизированности нашего общества, именно такой сюжетный ход гарантированно  найдет спрос.

Охота спецслужб за деньгами Дудаева за неделю до ввода российских войск в Чечню («Угроза вторжения»), предотвращение крупного теракта  в Москве накануне президентских выборов 1996-го года  («Черная Луна») – событийный фон делает сюжет правдоподобным, а время узнаваемым и, помимо прочего, побуждает читателя спрашивать себя: «А что я делал тогда?» И это вопрос не праздный. Ибо смысл его гораздо глубже, чем представляется на первый взгляд. Звучит он так: «А что сделал я, когда шла бескомпромиссная битва Добра со Злом? На чьей я стороне? И способен ли я вообще избрать чью-то сторону?» Но понимание этого смысла приходит не сразу.

Нельзя сказать, что все содержание романов стало для меня, рядового читателя, худо-бедно следящего за интеллектуальными новинками, откровением. Отдельные «зернистые мысли» Маркеева я сопоставлял с теми, которые в свое время обнаружил в не менее странных мистических романах Григория Климова. Ну а «научное обеспечение» проекта следует искать скорее всего в публицистической книге Сергея Морозова «Заговор против народов России сегодня». Вместе с тем, многое указывает и на обширную изыскательскую работу, проведенную автором. Все это позволяет воспринимать книги Маркеева не просто как занимательное чтение, но как исследовательский проект, вскрывающий потаенные стороны окружающего нас мира. 

Всего лишь несколько дней уместились в сотнях страниц каждого из романов. Как ни странно, это те самые дни, когда, пишется История России на несколько лет вперед. А может и на целую вечность.  Наверняка, и звезды на небе в такие дни дают понять избранным, что История именно теперь как никогда уязвима, и именно теперь следует ждать схватки сильных мира сего за обладание ею.

Кто же они, эти сильные мира сего? Прежде всего, это спецслужбы: ФСБ, СБП (Служба безопасности президента) и некий таинственный Комитет партийного контроля и контрразведки («тайная полиция тайного государства», как называет его один из героев). Есть еще мафия, рвущаяся во власть (глава мафиозного клана, любящий красоваться по TV и носящий красивую грузинскую фамилию, хорошо узнаваем среди реальных «героев нашего времени»).

Судя по всему, Маркеев хорошо знаком с миром спецслужб. Именно с миром, а не просто с методами работы, о которых сейчас можно прочитать где угодно (на этот прискорбный факт обращают внимание литературные герои). Но есть вещи, о которых нигде не прочитаешь, которые надо прочувствовать самому. Ну что же, интересующиеся получили еще одно пособие по ведению оперативной работы, впрочем, как и по противодействию оной. Между делом мы узнаем кое-что и о СОРМе – системе оперативно-розыскных мероприятий. Показана и оборотная сторона мира спецслужб: конкуренция, интриги, доносы, некомпетентность, «обрубание концов» (те, кому надо поймут это выражение) – все это болезни любых «органов», в критические моменты лишь обостряющиеся.

Впрочем, главный герой книги Максим Максимов к миру спецслужб и мафии отношения не имеет. Но не спешите думать, что на свет явлен еще один вариант избитого сюжета о том, как очередного «маленького человека» закручивает водоворот «тайной войны». Ничего такого здесь нет. Максимов не «маленький человек», а Страж Порога, один из тех, кто появляется тогда, когда есть угроза для территории, за которую отвечает загадочный и мистический Орден Орла. Собственно, это и есть элемент фэнтези (но фэнтези ли?), хотя Максимов также смертен, как и любой из нас и рожден обычной земной женщиной. Постоянные возвращения героя к различным этапам его жизни приближают этого героя к нам, и одновременно отдаляют. Потомственный военный, побывавший во многих «горячих точках», не имеющий семьи и дома, для спецслужб всего лишь потенциальный террорист, которого лучше всегда держать на мушке.

Если популярный ныне Акунин сделал своих героев Фандориных выходцами из Англии, то Маркеев указывает на испанские корни Максима. Не хочется думать, что современные писатели явились выразителями нынешней фазы развития коллективного бессознательного, не ждущего ничего хорошего из недр коренного русского населения, и обратившегося в поисках Героя, спасающего Россию - Хартлэнд, на Запад. 

Если бы не сообразительность, навыки, выносливость, совершенное владение боевыми искусствами гнили бы кости Максимова в эфиопской саванне или среди руин южного города – некогда всесоюзной здравницы. И не обратил бы на бесстрашного воина внимание Орден, являющийся хранителем древних магических практик, которые, изучали в самых секретных лабораториях России и США. Между тем, люди Ордена живут среди нас. Может быть кто-то из них вам знаком. Возможно, что это парнишка-программист, с которым вы каждый день встречаетесь на работе. Или это ваш сосед по лестничной площадке – скромный преподаватель вуза…. Когда звезды опять возвестят о битве Добра со Злом, эти люди не раздумывая примут участие в Дикой Охоте.

На страницах романов вы несколько раз столкнетесь с тем, что принято называть магией. История магии тянется из глубины веков от тайных орденов алхимиков и масонов – людей, владевших приемами незримой власти над странами и континентами. Для интересующихся проблемой давно уже не секрет, что и в наше время сильные мира сего прибегают к услугам астрологов, магов и шаманов. И как знать, может быть и теперь истинная власть отнюдь не в руках публичных политиков, а их таинственных советников. Есть и в недрах спецслужб отделы и лаборатории, занимающиеся столь странными делами, что «нормальный» человек в такое и поверить не сможет. Автор позволит читателю ненароком заглянуть в кухню этих лабораторий. На возможные упреки в разглашении тайного знания Маркеев дает понять, что не он первый начал распространять сведенья, к которым много веков допускались лишь посвященные. Мы и сами это видим в обилии рекламы различных контор, занимающихся «кодированием», «нейро-лингвистическим программированием», «скоростным обучением» и т. п. Джин уже вырвался из бутылки. То, что раньше называлось магией, теперь используется в рекламе и политической пропаганде. Впрочем, как сказал кто-то из посвященных: «Самое страшное в магии то, что в ней нет ничего магического».

Кое-чем из магического арсенала владеет Максимов. Потому и выходит победителем из труднейших положений, и других спасает. А жизненные перипетии судьба заготовила ему самые невероятные.

В романе «Угроза вторжения» это охрана группы сотрудников спецслужб, укрывшейся на подмосковной даче и вычисляющей пути перекачки в Чечню денег колумбийской наркомафии. Слишком многие оказываются заинтересованы в том, чтобы воздействовать на эту группу в своих интересах. А у Максимова, как агента Ордена, есть к тому же и сверхзадача.

Сюжет «Черной Луны» вращается вокруг схватки Максимова с группой террористов, во главе которой стоит загадочная ведьма Лилит – королева Ордена Крыс поклоняющаяся «рогатому богу». Автор предлагает нам прикоснуться к миру истинных сатанистов, которые, без сомнения существуют в тени многочисленных тоталитарных сект и культов, созданных для отвода глаз и одурачивания экзальтированных простаков. Как всегда, рациональные спецслужбы имеют в террористах-сатанистах свой интерес…. Развязка романа совершенно неожиданна.

В свое время писатель Михаил Булгаков написал книгу, которая навсегда загипнотизировал российскую интеллигенцию. Образ дьявола, творящего добро, надолго отравил ее и без того убогое, мировоззрение. Впрочем, оно было отравлено еще раньше раболепием перед теми же «князьями мира сего» осыпающими дворню своими милостями. Легенда о Воланде лишь оправдала дворню в своих собственных глазах, рационализировала ее подсознательные устремления поклониться всему, что пытается позиционировать себя как власть. Но настала пора просыпаться. Ибо страна балансирует на грани катастрофы, а дьявол опять грозит материализоваться в центре Москвы. Но он никогда не был мудрым иностранцем Воландом, рассуждающем о людях и квартирном вопросе. Настоящее его имя – Хаос. Пришла пора все же научиться отделять зерна от плевел, а Добро от Зла.

Нельзя не отметить особенный взгляд автора на Москву, как на эзотерическую столицу России. Жителю Москвы будет интересно узнать о том, что такое «Покров Богородицы», что общего между Тимирязевским парком и районом Чертолье, почему церкви Москвы расположены именно так и никак иначе, почему храму Христа Спасителя уготована недолгая судьба и о том, как выглядит город под землей. Несколько иными увидит читатель возможно привычные ему московские улицы: теперь это каменные катакомбы, где уходят от наружки, размещаются тайники, происходят смертельно опасные встречи….

Схема уничтожения Москвы, «Града на семи холмах», разработанная автором в романе, поражает продуманностью и простотой реализации. Остается надеяться, что МЧС учтет наработки автора и не позволит столице превратиться в «город, где стало опасно жить».

Предвижу возможные возражения, но полагаю, что некоторые черты столь необходимой нашему обществу национальной идеи просматриваются в образе Максимова. Нет, я не предлагаю всем срочно овладевать приемами гипноза и метания шакена. Но то, что следует воспитывать сильных и знающих людей, абсолютно очевидно. То, что в школах давно пора вводить уроки  психологической защиты сознания от негативного воздействия, учить людей настоящей истории, а не «истории для профанов», обнародовать правду о роли тайных масонских обществ и спецслужб в управлении страной, мне также совершенно ясно (хотя это вряд ли разрешат, поскольку подобное равносильно выбиванию кресла из-под тайных властителей). Что плохого будет в том, что русский человек очистит душу и разовьет тело так, как это смог сделать Максимов? Что плохого будет в том, что он получит знания, помогающие выжить в любых условиях, но при этом не унизиться и не есть с чьих-то рук? Что плохого, если человек научится различать Добро и Зло, ориентируясь на героев Маркеева? Страна то у нас северная, жестокая. Так не пора ли начать учить людей тому, что реально помогает выжить?

Очень надеюсь, что «Черная луна» не будет последним романом о приключениях Максима Максимова.

Л. Константинов

 

Предлагаю также ознакомиться с несколько иным взглядом на первую книгу Олега Маркеева. По прочтении статьи Евы Пероновой "Волосатое дерево", у меня создалось впечатление, что критикесса прочитала не более десятка первых страниц романа... Короче, более глупой и хвастливой особы я в жизни не встречал. Перепутать Отари Квантришвили с Ивановым-Осташвили, это, знаете ли, кое о чем говорит... Да разве только это! Хочется высказать еще несколько теплых слов адрес Ли..., пардон, Евы; да уж воздержусь.

 Перейти на главную...



Hosted by uCoz